Примерно с 2006 года в Школе географических наук (School of Geographical Sciences, geography.asu.edu) при Аризонском национальном университете (Arizona State University, ASU, www.asu.edu) вплотную занимаются компьютерным моделированием кризисного поведения толпы в условиях города (антисоциального или при бедствиях) — например, можно смоделировать динамику перемещений толпы после возникновения пожара в густонаселенной части города, имеющей единственный выход Такое моделирование в трёхмерном пространстве называется «географическим» (geosimulation). Курирует работу доцент (associate professor) Пол Торренс (Paul Torrens, geography.asu.edu/torrens), он специализируется на городской географии и кибергеографии (т. е. сложных технических систем, которыми насыщена городская среда), его разработка называется «Моделирование поведения толпы» (Modeling Crowd Behavior, www.geosimulation.org/crowds/).
Толпа моделируется «снизу», от отдельного человека, индивидов. Это было названо «агент-центрированной методологией». Это значит, что каждый из агентов — компьютерных «человечков» — может быть в индивидуальном порядке наделен целым рядом индивидуальных характеристик, таких как пол, возраст, телосложение, особенности здоровья и язык телодвижений, а для толпы в целом принимаются во внимание коллективные эмоции, такие как спокойствие, взбудораженность, паника. В соответствии с этими параметрами агенты оценивают информацию и ведут себя по-разному. Каждая «личность» может быть запрограммирована на действия в определенном ключе.
Из тысяч «личностей» создаётся искусственный «город», где проверяются различные теории действий толпы.
Авторы эксперимента огласили первые результаты своих опытов:
— Во-первых, в толпе невероятно быстро происходит обмен невербальной информацией (мимика, жесты, движения и пр.).
— Во-вторых, действия только одного человека способны повлиять на поведение всей толпы (к примеру, в случае, если человек совершает внезапные остановки и рывки — в этом случае, возникают «волны» людей, имитирующих его действия, которые накрывают всю толпу).
— В-третьих, при попадании в толпу, где большинство составляют антисоциальные личности, вполне законопослушные люди также начинают нарушать закон (например, начинают грабить магазины или бросать камни) — и наоборот, преступники и хулиганы быстро умеряют свои разрушительные инстинкты в толпе, состоящей из дисциплинированных и позитивно настроенных людей.
В будущем такие модели толпы, как предполагается, помогут изучить, скажем, механизм передачи заболеваний в толпе, распространяющихся «через повседневные контакты», а также поведение толпы, когда она становится неуправляемой.
В 2007 году была информация, что Национальный научный фонд (National Science Foundation, www.nsf.gov) готов был выделить на эти цели 400 тысяч долларов за 5 лет.
Литература на английском:
1)
http://www.geosimulation.org/papers/Crowd_Modeling_in_Downtown_Settings.pdf — Torrens, P. M. (2003). “Crowd modeling in downtown settings”. University Consortium on Geographic Information Systems (UCGIS) Geospatial Visualization and Knowledge Discovery Workshop.
2) geosimulation.org/papers/Torrens-2004-geosimulation-and-transport-modeling.pdf — Torrens, P. M. (2004). “Geosimulation and transport modeling”. In Handbooks in Transport 5: Transport Geography and Spatial Systems, P. Stopher, K. Button, K. Haynes, D. Hensher (Eds.), London: Pergamon/Elsevier Science.
3) geosimulation.org/papers/2005-IJGIS.pdf — Torrens, P. M. & Benenson, I. (2005) “Geographic Automata Systems”. International Journal of Geographic Information Science, 19(4): 385-412.
© Рисунки с www.geosimulation.org/crowds/
© Использован материал с gtmarket.ru/news/culture/2007/06/17/1021, gtmarket.ru/news/culture/2009/01/11/1889,
http://www.washprofile.org/ru/node/8305.