В.Л. Леви [2004] рассматривает любовь как психологическое состояние, выражающееся во влечении одного человека к другому, причем влечение это в значительном количестве случаев не является взаимным. Отсутствие взаимности является фактором, причиняющим страдание. Состояние это зачастую посещает человека внезапно, оно чаще всего не зависит ни от воли человека, испытывающего это состояние, ни от воли того человека, к которому испытывается любовь. Скорее это Дар Божий и этот дар имеет вполне постижимый смысл, если анализировать истории людей, связанные с этим состоянием. Смысл этот заключается в том, что состояние любви стимулирует человека к личностному росту. Этот Дар Божий также и опасен — он может причинить травму человеку, привести к многочисленным тяжелым последствиям, самым тяжелым из которых является самоубийство. Потому что этот Дар Божий, касательно личностного роста, предполагает ситуацию выбора. Примерно в 51% случаев, считает В.Л. Леви, люди делают свой выбор в состоянии любви правильно, и тогда мы имеем налицо личностный рост. Но приблизительно в 49% случаев люди делают неправильный (ошибочный) выбор, результатом которого является та или иная форма личностной ущербности или самоубийство. В.Л. Леви пытается выступать по отношению к людям, в той или иной форме страдающим от неразделенной любви или от отсутствия взаимной любви, гидом, путеводителем по миру любовных переживаний и отношений, с тем, чтобы выбор человека был более осознанным, взвешенным и обдуманным, опирался на опыт других людей, переживавших ранее состояние любви.
В.Л. Леви [2004, с. 20-24] приводит пример из любви своего детства, когда он был влюблен в одну девочку, а она в игре предпочитала выбирать других мальчиков. Тогда он однажды ударил эту девочку. После этого все от него разбежались, он остался один. В раскаянии он хотел покончить с собой, но в результате все-таки сделал иной выбор и написал девочке письмо, где просил прощения и пытался объяснить ей свои чувства, а вместо подписи нарисовал красивый кораблик.
Этот пример — иллюстрация тех изменений, которые стимулирует в человеке состояние любви. Мальчик в данном случае учится сопереживать, чувствовать, заботиться о другом человеке, не делать ему больно. Если бы он не был влюблен, нечему бы было запустить соответствующую цепь элементов поведения и последующих эмоциональных реакций.
В.Л. Леви указывает на следующие формы деструктивного поведения, которые являются следствием ошибок, совершаемых человеком в состоянии любви:
Самоубийство.
Причинение боли, вреда, ущерба другому.
Тема межполовых взаимоотношений становится для человека запретной. Отсюда источники ханжества в процессе воспитания детей.
Человек изобретает для себя различные барьеры, выдумывает причины, которые в его случае якобы препятствуют взаимности (например, маленький рост, невысокий материальный достаток, политика правительства). Это позволяет держаться на расстоянии от источника, который в прошлом причинил боль.
Другой человек начинает рассматриваться как объект для манипулирования. Ставится задача соблазнить его, что имеет значение победы, как над этим другим, так и в конкуренции с особями своего пола (своей полоролевой ориентации).
Поведение, противоположное этому, является конструктивной реакцией на состояние любви. Оно означает личностный рост и ведет к гармонии в отношениях в противовес отчуждению и одиночеству. Конструктивное поведение в состоянии любви связано со следующими задачами:
Научиться понимать другого, получать удовольствие от того, чтобы понимать другого, проявлять интерес к внутреннему миру другого.
Избавиться от навязчивого желания нравиться или не нравиться — случай красавицы, которую одолели поклонники, то есть позволять себе быть самим собой (самой собой) Научиться смотреть на себя своим взглядом, а не оценивающим чужим. То есть понять и принять свое право на собственное настроение и собственную свободу.
Научиться проявлять участие, одобрение, поддержку в отношениях с близкими людьми, научиться шутить, играть в противовес ситуациям, когда в отношениях доминируют критика и порицание.
Состояние неразделенной любви — это всегда вопрос о том, как с достоинством выйти из этого состояния.
Экстремальные формы поведения в любви (когда партнеры периодически мучат друг друга) В.Л. Леви [2004, с. 163-164] рассматривает как специфическую разновидность адреналиновой зависимости. Вследствие потребности в стрессе и «адреналиновых пиках» одни укрепляются в роли мучителей, другие — в роли мучимых. И дальше жизнь двоих превращается в чреду бурных конфликтов. Проблема здесь заключается в том, что при регулярности подобного рода отношений, любовь начинает пробуждаться у человека все реже, а раздражение, отвращение и подобные им эмоции все сильнее закрепляются в качестве доминирующих эмоциональных реакций. Правильная интерпретация подобного рода ситуаций помогает вывести из тупика взаимоотношений, наметить перспективы их оптимизации.
Другая навязчивая форма поведения в вопросах, связанных с любовью, периодически доставляющая человеку чувство удовольствия — сначала возносить кого-либо на пьедестал, а потом свергать, выискивая недостатки. Иногда последовательность стереотипных действий бывает обратной — сначала человека, попавшего в поле зрения, обесценивают, а потом возносят. И то, и другое — трудная стереотипная работа, доставляющая, однако, человеку ощущение событийности, эмоциональной насыщенности жизни. В.Л. Леви [2004, с. 168-169] связывает подобное поведение с нехваткой самоуважения и неутоленным самолюбием.
В.Л. Леви разоблачает подобного рода стереотипные последовательности поведения, препятствующие личностному росту человека в состоянии любви.
Методы, которые использует В.Л. Леви:
Интерпретация клиенту его ситуаций исходя из представлений и ценностей подхода. Интерпретации порой завершаются прямыми советами клиенту делать одно и не делать другое [см., например, Леви, 2004, с. 48—49].
Авторитет интерпретаций и советов подкрепляется цитатами из произведений авторитетных авторов, например, Пушкина, Овидия [см., Леви, 2004, с. 57]. Можно встретить цепочки советов, разветвляющиеся в зависимости от переменных ситуации. Так в технике «Смотри на происходящее глазами другой стороны» [Леви, 2004, с. 123] клиенту предлагают оценить, ушел ли другой от него (нее), к чему-либо, или к кому-либо. В зависимости от этого предлагается действовать по-разному.
Рассказ клиенту историй из своей или чужой жизни, в которых человек, порой предварительно сделав несколько ошибок, все-таки находит конструктивный выход из сложившейся ситуации.
Знакомство клиента с историями неудачной или неразделенной любви, похожими на его историю. С одной стороны, это позволяет посмотреть и на свою историю как бы со стороны, то есть ставит клиента в рефлексивную позицию, позволяет задуматься, как он воспринимается и оценивается другими людьми. С другой стороны, начинает работать защитный механизм включения — значимость травмирующего фактора снижается за счет того, что ситуация клиента включается в новую, более глобальную мировоззренческую систему.
Обличение приемов, с помощью которых представители одного пола могут манипулировать представителями другого пола. Это делает невозможным зависимость от другого в ситуации манипуляции, снижает уязвимость. Предупрежденный, таким образом, оказывается защищенным. Данная форма работы — частный случай метода интерпретации.
Анализ судеб известных личностей, которые сталкивались с проблемами, похожими на проблемы клиента, например, Мерилин Монро, Казанова [см. Леви, 2004, с. 170].
Знакомство клиента с результатами научных исследований, данными статистики относительно тех проблем, с которыми он столкнулся [см., например, Леви, 2004, с. 171-172].
Самовнушение: 1) Предложение клиенту время от времени (например, утром и вечером) как молитву повторять короткие предложения, в которых сформулированы принципы, отображающие ценности подхода. Например, клиенту предлагается внушать себе, что когда он общается с людьми другого пола, он это делает ради интереса к другому человеку; просто хочет узнать, какими бывают люди другого пола, насколько они одинаковые и насколько разные [см. Леви, 2004, с. 49]. 1) Выраженная стихом «медитация» на тему «Слушай себя: Собирание силы» [Леви, 2004, с. 106-107]. Суть этого стихотворения, которое клиент должен повторять утром и вечером по 10-20 минут, сводится к тому, чтобы клиент научился загораживаться от чужих зашумляющих поток его сознания влияний и слушать себя. То есть, по сути клиента учат не быть объектом чужих манипуляций (хотя и не жить в полном отрыве от человеческого сообщества).
Релаксация. Использование психотехнических приемов, позволяющих клиенту избавиться от напряжения и отчужденности от себя, возникших вследствие навязчивого желания нравиться или, наоборот, отпугнуть назойливых окружающих. Эта совокупность психотехнических приемов описана под названием «Свечение, оно же Излучение» [Леви, 2004, с. 84-87]. Клиенту предлагают ощутить, что внутри его имеется источник света, и постепенно усиливать ощущение собственного свечения. Концентрируясь на этом, человек перестает концентрироваться на самоконтроле по поводу вопросов, как он выглядит, что о нем думают в данный момент окружающие.
Шокирующее событие как средство вывести человека из ставшего привычным тягостного безысходного состояния неразделенной любви, когда конструктивные шаги упорно не предпринимаются, при этом имеет место риск суицида. Например, одной клиентке В.Л.Леви [2004, с. 109] порекомендовал перед встречей с мужчиной, домогавшимся ее любви, наесться чеснока и натереть волосы красным луком.
Парадоксальная интенция. Человеку, страдающему от любви, дается совет изо всех сил стараться любить. При этом ему говорят, что неизбежно настанет день, когда у него это не получится. Используется в ситуациях, когда люди преувеличивают степень своих страданий в глазах окружающих вместо того, чтобы предпринимать конструктивные шаги [Леви, 2004, с. 111].
Тренинг ассертивности. Например, ревнивца, замучившего ревностью свою жену, учат ревновать красиво, такой ревностью, о которой многие женщины мечтают [см. Леви, 2004, с. 144-145].
Данный материал может быть использован как основа лекции. При этом преподаватель может приводить соответствующие цитаты, примеры из книги В.Л. Леви, ориентируясь на указанные в данном тексте диапазоны страниц.
Студентам заочной формы обучения можно рекомендовать таким образом писать контрольные работы, анализируя тот или иной литературный источник, в котором описывается работа специалиста-практика с той или иной проблемой из области психологического консультирования.
Я полагаю, что подходы, хотя бы на начальном этапе анализа, целесообразно описывать применительно к той или иной консультативной ситуации или психическому явлению. Здесь я описывал подход В.Л. Леви к работе психолога с ситуацией неразделенной любви. Но если бы в качестве предмета исследования здесь была бы взята не неразделенная любовь, а, скажем, девиантное поведение подростка, то это был бы уже во многом совсем другой текст. В.Л. Леви, как и многие специалисты-практики, многогранен, и описание подходов специалиста не в общем к задачам психологического консультирования или психологического консультирования семьи, а к тому или иному конкретному явлению из области психологического консультирования, позволяет эту многогранность учитывать и конструктивно использовать в процессе подготовки специалистов-практиков.
Семья представляет собой первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе. В подростковом возрасте семья продолжает играть ключевую роль в психологическом становлении ребенка, осуществляя следующие функции: Подробности на сайте
В.Л. Леви [2004] рассматривает любовь как психологическое состояние, выражающееся во влечении одного человека к другому, причем влечение это в значительном количестве случаев не является взаимным. Отсутствие взаимности является фактором, причиняющим страдание. Состояние это зачастую посещает человека внезапно, оно чаще всего не зависит ни от воли человека, испытывающего это состояние, ни от воли того человека, к которому испытывается любовь. Подробности на сайте
«Родительские» и «педагогические» установки родителей-учителей слабо дифференцированы по стремлению к диктату. Причем, в профессиональной деятельности учителя занимают менее авторитарную позицию, чем в семье. В то время как, с учениками учителя начинают допускать сотрудничество, собственных детей они предпочитают опекать. Во-вторых, родители, которые не имеют профессиональных педагогических знаний и опыта педагогической деятельности имеют более гармоничные установки на воспитание детей. В-третьих, в отличие от своих коллег, воспитывающих собственных детей, учителя, не имеющие родительского опыта, в большей степени ориентированы на диктат и меньше допускают опеки и сотрудничества. Подробности на сайте