Никитина Е. В. Психологические механизмы формирования зависимого поведения в сектах и принципы терапии пограничных состояний с позиций экзистенциальной психотерапии и православного христианства
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕКТАХ И ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ С ПОЗИЦИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА
Е. В. Никитина
Одесса, Украина
Публикуется по изданию:
Никитина Е. В. Психологические механизмы формирования зависимого поведения в сектах и принципы терапии пограничных состояний с позиций экзистенциальной психотерапии и православного христианства // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 66–68.
Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности являются актуальной проблемой для психиатров и медицинских психологов. Целью данной работы стало выявление психологических механизмов формирования зависимого поведения адептов сект, приводящего к лёгкости манипулирования их психикой и возникновения декомпенсаций, а также формирование принципов их терапии.
Нежелание размышлять, вникать в тонкости содержательных противоречий различных религий, отсутствие понятия об ответственности за свой духовный выбор привело к тому, что экуменические настроения стали массовыми. Религиозная мысль в массовом сознании всё чаще редуцируется к некоему «мистическому переживанию». Исходя из этого считается, что все духовные практики хороши. Несмотря на то, что православное христианство в своём учении объясняет суть разнообразных «духовных практик», являющихся духовным заблуждением, приводящих к психическим нарушениям, а в конечном счёте — к гибели души, нет критического отношения к тому, что в качестве учения предлагают различные секты, к их лидерам, которым с чрезвычайной лёгкостью люди вверяют свои судьбы. В большинстве случаев мы можем говорить не о декларируемом «духовном поиске», а о бегстве. Бегстве от свободы и ответственности, порождаемые фундаментальными экзистенциальными страхами — страхом смерти и страхом экзистенциальной изоляции.
Существуют две базисные защиты от страха смерти: убеждённость в личной исключительности, неуязвимости и вера в уникального личного конечного спасителя. Анализ организационной структуры, а также характера взаимоотношений в рамках сект позволяет говорить о них как об «искусственном социуме», в котором индивиду, у которого страх смерти актуализировался, дают возможность обрести уверенность в своей личной исключительности (в том числе «духовной»), а также найти фигуру конечного спасителя в виде её лидера.
Существуют различные варианты поведения, связанного с гипертрофированной верой в конечного спасителя (самоумаление, пассивность, страх лишиться любви, зависимость, неприятие своей взрослости, самопожертвование). На основании их сформированы основные принципы зомбирования адептов сект, облегчающие формирование «культовой личности». Агрессия и контроль — ещё один способ достижения чувства собственной исключительности. Это касается личностей руководителей сект, которые также обеспокоены вопросом своей смертности. Страх экзистенциальной изоляции обостряется в ситуациях принятия фундаментального решения, ответственности за свою жизнь, так как решение — это акт, совершённый в одиночестве. В сектах этот страх нивелируется. Там нет необходимости что-то действительно решать или совершать ответственный выбор. В сектах мировоззренческие границы размыты и всё позволено. В них утешаются совершением иллюзорного фундаментального выбора — «духовности», который на самом деле устраняет самосознание и сопровождается успокоением. Решения, касающиеся индивидуальной судьбы, теперь принимает «гуру». Есть «самостоятельность и ответственность» — но только «культовые». Один из вариантов психопатологии межличностных отношений, спасающий от страха экзистенциальной изоляции — слияние. Личностей, ориентированных на слияние, принято называть зависимыми. Слияние как ответ на экзистенциальную изоляцию предоставляет схему, с помощью которой можно понять многое во взаимоотношениях адептов сект и их руководителей. Их контакт — результат одной базовой потребности, возникающей из неспособности выносить изоляцию и слабость собственного «Я».
Принципы работы с пограничными состояниями: осознание страха смерти и страха экзистенциальной изоляции как причины ухода в секты и возникновения зависимого поведения, не имеющей с позиций православного христианства ничего общего с духовным поиском и духовной ответственностью; экзистенциальная терапия вышеописанных страхов (конфронтация с личной смертью; увеличение ощущения определённости и контроля; принятие ответственности «здесь и сейчас»; ответственность и экзистенциальная вина, воля и действие; выявление паттернов искажённых отношений; прямое обращение к экзистенциальной изоляции; подрыв конформизма — слияния вопросами: чего Я хочу? что Я чувствую? какова Моя цель в жизни? Что во Мне нужно выразить и осуществить?). Параллельно необходимо изложение фундаментальных положений православного учения, касающихся выявляемых в ходе терапии проблем, предлагающего путь действительного спасения после принятия ответственности за свою духовную судьбу. Весь трагизм заключается в том, что человек, охваченный вышеописанными неосознаваемыми страхами, уходя в секты, делает всё, чтобы, заблудившись в «небесах», «планах» и «астралах», потерять животворящую связь с Богом, остаться одному перед лицом ледяного космического безразличия и уже никогда не обрести личного бессмертия.
Семья представляет собой первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе. В подростковом возрасте семья продолжает играть ключевую роль в психологическом становлении ребенка, осуществляя следующие функции: Подробности на сайте
В.Л. Леви [2004] рассматривает любовь как психологическое состояние, выражающееся во влечении одного человека к другому, причем влечение это в значительном количестве случаев не является взаимным. Отсутствие взаимности является фактором, причиняющим страдание. Состояние это зачастую посещает человека внезапно, оно чаще всего не зависит ни от воли человека, испытывающего это состояние, ни от воли того человека, к которому испытывается любовь. Подробности на сайте
«Родительские» и «педагогические» установки родителей-учителей слабо дифференцированы по стремлению к диктату. Причем, в профессиональной деятельности учителя занимают менее авторитарную позицию, чем в семье. В то время как, с учениками учителя начинают допускать сотрудничество, собственных детей они предпочитают опекать. Во-вторых, родители, которые не имеют профессиональных педагогических знаний и опыта педагогической деятельности имеют более гармоничные установки на воспитание детей. В-третьих, в отличие от своих коллег, воспитывающих собственных детей, учителя, не имеющие родительского опыта, в большей степени ориентированы на диктат и меньше допускают опеки и сотрудничества. Подробности на сайте