-
Здесь публикуются задания.
-
Задание к семинару № 3
СЕМИНАР 3 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Становление методов психологического обследования.
2. Общие подходы к диагностике психического развития детей
3. Методы, используемые в систематическом исследовании развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Детская практическая психология (под ред. Т.Д. Марцинковской), М., 2000, с. 8-35 (1); 82-85 (2), 92-97 (3).
2. Крайг Г. Психология развития, С-П.: Питер, 2000, с.35-51 (3).
3. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления (3) // Вопросы психологии, 1966, №4. или Хрестоматия по детской психологии (под ред. Бурменской Г.В.), М.: Институт практической психологии, 1996, с. 124-133.
4. Анастази А. Психологическое тестирование, М. : Педагогика, 1982, с. 17-30 (1), 31-50 (3).
5. Акимова М.К. Возможности психологической диагностики в измерении способностей // Психолог в школе, 1999, № 2, с. 3 –9 (1,2).
-
Семинарское занятие № 4 Возрастная психология как теоретическая основа консультирования
1. Проблема возраста
2. Общение как условие психического развития ребенка. Онтогенез общения.
3. Типологический подход в возрастной психологии развития.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Том 4., М.: Педагогика, 1984, с. 244 – 268 (1) или Хрестоматия по детской психологии (редактор и сост. Бурменская Г.В.), статья ВыготскогоЛ.С. Проблема возраста (1).
2. Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс Возрастно-психологическое консультирование, М.: МГУ, 1990, с. 15-29 (1).
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М.: «Педагогика», 1986, с. 75-97 (2).
4. Бурменская Г.В. Типологический подход в возрастной психологии развития // Вестник МГУ, серия Психология, 2000, № 4., с. 3 – 19 93).
5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, М., Академия, 2001., с. 24-31 (2).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Забегайлова И.В. Типология становления прозвольной регуляции в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ, серия Психология, 2000, № 4., с. 20 – 33 (3).
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Том 5, с. 227-321. (Диагностика и педология трудного детства).
-
Перечень вопросов к экзамену.
1. История становления детской практической психологии
2. Становление детской практической психологии в России.
3. Становление методов психологического обследования ребенка.
4. Возрастная психология как теоретическая основа детской практической психологии
5. Типологический подход в возрастной психологии развития
6. Понятия: психологический диагноз, психологический анамнез, условно-вариативный прогноз, психологическое заключение.
7. Факторы риска в психическом развитии дошкольника.
8. Структура семьи у детей с неврозом.
9. Классификация нервно-психических нарушений у детей.
10. Понятие тестового и клинического методов в психодиагностике
11. Структура, принципы организации, цели и задачи психологической службы в дошкольном учреждении.
12. Организация кабинета психолога в ДОУ.
13. Пакет документов практического психолога в ДОУ.
14. Основные направления работы детского практического психолога.
15. Этика психологической работы с детьми
16. Классификация психодиагностических методик.
17. Малоформализованные методики.
18. Методики высокого уровня формализации.
19. Понятия: тест, надежность, валидность.
20. Метод планомерного формирования умственных действий.
21. Проблема нормы и патологии. Понятие акцентуации и психопатии.
22. Этапы психологического обследования детей.
23. История развития ребенка и психологический анамнез.
24. Методика «Родительское сочинение»: процедура проведения и возможности интерпретации
25. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка.
26. Роль семьи в психическом развитии ребенка.
27. Методика «Рисунок семьи»: назначение, процедура, основные блоки интерпретации.
28. Оценка обучаемости ребенка в процессе психологического обследования.
29. Особенности психологического обследования детей в младенческом возрасте.
30. Особенности психологического обследования детей в раннем возрасте.
31. Показатели психического развития детей 3-5 лет.
32. Методики исследования познавательного развития детей 3-5 лет.
33. Методики исследования эмоционально-личностного развития детей 3-5 лет.
34. Показатели психического развития детей 6-7 лет.
35. Методики диагностики познавательного развития 6-7-летних детей.
36. Методики диагностики эмоционально-личностного развития детей 6-7 лет.
37. Родительство как ресурс личностного развития в зрелости
38. Психология отцовства
39. Психология благополучного развода
40. Психология материнства и привязанности ребенка к матери
# 11 2007-12-25 13:31 GMT
-
Семинарское задание №5
Психология родительства
1. Захарова Е.И. Родительство как ресурс личностного развития в зрелости //Труды кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ, Выпуск 1-2007, с. 25-40 (3,4)
2. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе// Вопросы психологии, 2004 , № 4, с 122 -130 (3)
3. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? Психология благополучного развода в семье с детьми, МЦЕМО, 1995 (5)
# 14 2009-11-03 09:18 GMT
-
Семинарское занятие № 1
Тема 1.1 Психологическое консультирование и психотерапия: соотношение основных понятий
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Соотношение понятий психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция, интервенция.
1. Психотерапия как наука
Литература к семинарскому занятию:
2. Бурменская Г.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей методом поэтапного формирования умственных действий и понятий //Вопросы психологии, 2003, № 1. (1 – интервенция)
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования, М., 2004, с.280-285 (1-консультирование и психотерапия).
4. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи, Ось-89, с.34-58. (1-психологическое консультирование и коррекция).
5. Абрамова Г.С. Что такое психологическое консультирование? // Практическая психология, Практикум по психологическому консультированию, г.2, М, Академический проект – 2000, стр. 403-416 (1)
6. Сосланд А.И. Психотерапия в сети противоречий//Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006, №1, Том 3, с. 46-67 (2-психотерапия как наука)
# 17 2010-09-11 16:14 GMT
-
Семинарское занятие № 2
Тема 1.2 Основные принципы и условия психокоррекционной работы
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Понятие нормы и патологии в психологии.
2. Этические нормы при проведении психологического консультирования и психотерапии
3. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.
Литература
1. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318 (1).
2. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнас и Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 252-279. (1)
3. Ганнушкин П.Б.Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Некоторые общие соображения и данные.// Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 262-269. (1)
4. М.К. Акимова, А.М. Раевский Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста // Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. с. 270-281 (2).
5. Ю.Е.Алешина Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994., с. 9-16.(2)
6. Лидерс А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту//Труды кафедры возрастной психологии-2007, выпуск 1-2007, с. 90-111 (3)
# 18 2011-09-28 17:16 GMT