Современные детские писатели и мотивация к чтению у детей

Автор: А.В.Волков
Разместил: AlathAtorma   Дата: 2009-03-25 22:06
Комментарии: (0)   Рейтинг:
21—29 марта 2009 года сеть магазинов «Московский дом книги» (www.mdk-arbat.ru) под ёмким девизом «Чтение — основа развития личности!» проводит 9-й Фестиваль детской книги «Вместе с книгой мы растём!». В рамках фестиваля проводится множество мероприятий с приятными на слух родителей и педагогов названиями типа «Интеллектуальный марафон „Кто много читает — тот много знает“».

На самом деле, это всего лишь очень красивая обёртка для стимулирования продаж и привлечения внимания СМИ к бренду «Московский дом книги». С сожалением можно констатировать, что в современной капиталистической России (а капитализм, как известно, — это прямой преемник таких античеловеческих общественных формаций как рабовладение и феодализм) подобные фестивали — всего лишь попсовые промоушен-погремушки, преследующие вполне утилитарную, сколь и узкую цель — увеличение продаж книг в конкретной розничной сети. Такие акции — всего лишь дежурное, рутинное, можно даже сказать — сезонное мероприятие. Изначальная деструктивность фестиваля видна и в целях, которые организаторы декларируют сугубо в отрицательных формулировках: «Фестиваль призван обратить внимание общества на проблемы чтения, грамотности, культуры и образования российских школьников». В общем, вместо построения справедливого общества со счастливыми, здоровыми, развитыми, воспитанными людьми, которые могут и имеют возможность (для чего предварительно должны быть созданы соответствующие условия) творить и самореализовываться, подрастающему поколению «москвичей и гастарбайтеров столицы» предлагается, в сущности, лишь «не пить, не курить и не ширяться», а также сосредоточиться исключительно на проблемах типа сквернословия, бескультурья и прочего убожества, характерного для образа «жизни» в условиях т. н. западных демократий (которые имеют к демократии такое же отношение как имя существительное к тому забору, на котором оно написано).

Яркий пример: в первый же день фестиваля, 21 марта, широкой публике с помпой была представлена новая «книга» Валентина Постникова «Весёлый двоечник» (www.mdk-arbat.ru/bookcard_all4.aspx?book_id=628688, www.akvil.net/news25.htm) (издательство «Аквилегия-М», www.akvil.net), вышедшая в серии «Весёлые истории» (тут самое место скаламбурить: грустно это всё). Валентин Юрьевич Постников — сын писателя Юрия Михайловича Постникова (1927—1983), издававшегося под псевдонимом Юрий Дружков, его «Приключения Карандаша и Самоделкина» (1964) и их продолжение «Волшебная школа» (1984) заслуженно стали классикой детской литературы. Валентин Постников же написал многочисленные однотипные «продолжения» приключений Карандаша и Самоделкина, чего только стоят названия: «Карандаш и Самоделкин на острове гигантских насекомых», «Карандаш и Самоделкин на острове фантастических растений», «…на необитаемом острове», «…на Острове Сокровищ» и пр., «Карандаш и Самоделкин в Австралии», «Карандаш и Самоделкин в Африке», «…в Египте», «…в Антарктиде», «…на Северном полюсе», «…на Луне», «…на Марсе» и т. д., «Карандаш и Самоделкин в стране букв», «Карандаш и Самоделкин в стране чисел», «…в стране дорожных знаков», «…в стране вежливости», «…в стране людоедов», «…в стране фараонов» — в общем, очередной ильф-петровский Никифор Трубецкой-Ляпис со своей гаврилиадой. Алексей Александрович Копейкин, заведующим отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки (РГДБ, www.rgdb.ru), главный редактор сайта рекомендательной литературы РГДБ «Библио-гид» (www.bibliogid.ru), в апреле 2007 года откровенно пишет в «Библио-гиде» о карандашно-самоделкинском направлении «творчества» Валентина Юрьевича: «Эпигонские штампованные поделки Валентина Постникова не в счёт; они не идут ни в какое сравнение с книгами его отца». Для завершения портрета детского, простите, «писателя» Валентина Постникова достаточно упомянуть, что он (возможно, желая взять лавры нового Алексея Толстого с его «Золотым ключиком») написал книгу (всё же правильнее её называть «некий текст с заголовком») «Мальчик Гарри и его собака Поттер». Творческий зуд не дал Валентину Постникову покоя и здесь: он написал даже «вторую часть», которую назвал не менее оригинально — «Гарри и его собака Поттер. Рождественские приключения».

Попутно можно упомянуть другого «весельчака» — Артура Гиваргизова с его «Записками выдающегося двоечника» (2005), вышедшими в серии с клиническим названием «Школа прикола». Показательно, что автор в этом сборнике из более чем 70 коротких рассказов-зарисовок о жизни школьников не нашёл ничего более примечательного, как то название, которое сборник в итоге получил — про двоечника, которому очень, очень-очень весело. (Нормальный читатель автоматически соединит: «Быть двоечником — это очень весело!») Главный «владелец» книжки-тетрадки — «выдающийся двоечник, трижды ученика 4-го класса» Серёжа Гаврилов, то есть, по иронии судьбы, получилась очередная «гаврилиада».

Григорий Остер, автор таких детских шедевров, как историй о Попугае, Мартышке, Удаве и Слонёнке, после отмены цензуры и критичности, пошёл, что называется, вразнос, зациклившись на изобретённом собою же жанре «вредных советов», чем открыл ящик Пандоры. Писатели всех мастей вдруг поняли, что гораздо легче и прибыльней сочинять деструктивную хулу (смешливую руду, развлекающую пургу), чем поднимать вопросы нравственности и через писательство заниматься воспитанием. Включение «Вредных советов» в обязательную школьную программу только усилило и закрепило эту тенденцию. «Вредные советы», изначально задумывавшиеся как ирония и весёлое усвоение трудных мест из школьной программы, стали приносить — и приносят каждый день — вред школьникам, одна из причин — что школьники не понимают «в каком месте смеяться» и «почему это весело», подобная «литература» понятна взрослым, но им не интересна, дети же воспринимают её за чистую монету, неверно акцентируя и потому делая неправильные выводы.

На «фестивале» не обойдён вниманием и другой вторичный «писатель», паразитирующий на Гарри Поттере, — Дмитрий Емец, которого детворе представляют не иначе как «самого популярного автора хулиганского фэнтези». Логичное продолжение «хулиганского фэнтези» — это какая-нибудь серия типа «Безалкогольная „Фанта“ Страны Счастливых Лентяев».

Часть выручки от продажи книг во время фестиваля, как старательно трубят организаторы, они направят на «благотворительную помощь школам-интернатам, детским домам и малоимущим семьям г. Москвы, а также детям-инвалидам и детям с задержкой развития». Это напоминает «шефскую помощь» российским школам от транснациональных торговцев лимонадом типа «Кока-Колы»: компания сначала продаёт детям тысячи литров газированной воды, а затем полпроцента от полученной с них прибыли возвращает школе в виде «бесплатной экскурсии», трёх мячей для волейбола или гравия для бейсбольной площадки.

В предпоследний день фестиваля, 28 марта, пройдёт «день равных возможностей» — это когда в магазины сети «Московский дом книги» принудительно завезут «детей-инвалидов и детей из детских домов и школ-интернатов». Место того, чтобы доставить детям инвалидам книги в интернаты, пару десятков инвалидов привезут в торговый зал — эффект, надо признать, от этого будет обратный ожидаемому: это не инвалиды будут иметь возможность «почувствовать себя нормальными», а обычные посетители смогут почувствовать себя инвалидами. Зато хороший пиар на чужом несчастье — дескать, наша торговая сеть облагодетельствовала сирых и убогих (по пафосу, вроде как, «всех несчастных детей», реально же — несколько десятков на всю 10-миллионную Москву).

Честно говоря, а что ещё можно ожидать от книготорговой компании, которая спонсирует на антиправительственном радио «Эхо Москвы» рекламные передачи с названиями, от которых красноречиво веет как мракобесием («Книжный гороскоп»), так и стяжательством («Книжное казино»)? И эти торгаши будут учить российское общество, что они знают, какие книги и как читать, чтобы это развивало и гармонизировало личность? На фестивале, что симптоматично, проводится акция, уже название которой глубоко шизофренично: «Подарок за покупку».

Последние новости:

28.09.2009 10:34 : Социальная компетентность у подростков с девиантным поведением, воспитывавшихся в социально неблагополучных семьях
Семья представляет собой первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе. В подростковом возрасте семья продолжает играть ключевую роль в психологическом становлении ребенка, осуществляя следующие функции:
Подробности на сайте

24.09.2009 14:12 : Работа психолога с ситуациями неразделенной любви
В.Л. Леви [2004] рассматривает любовь как психологическое состояние, выражающееся во влечении одного человека к другому, причем влечение это в значительном количестве случаев не является взаимным. Отсутствие взаимности является фактором, причиняющим страдание. Состояние это зачастую посещает человека внезапно, оно чаще всего не зависит ни от воли человека, испытывающего это состояние, ни от воли того человека, к которому испытывается любовь.
Подробности на сайте

24.09.2009 13:55 : Родители-учителя и их дети
«Родительские» и «педагогические» установки родителей-учителей слабо дифференцированы по стремлению к диктату. Причем, в профессиональной деятельности учителя занимают менее авторитарную позицию, чем в семье. В то время как, с учениками учителя начинают допускать сотрудничество, собственных детей они предпочитают опекать. Во-вторых, родители, которые не имеют профессиональных педагогических знаний и опыта педагогической деятельности имеют более гармоничные установки на воспитание детей. В-третьих, в отличие от своих коллег, воспитывающих собственных детей, учителя, не имеющие родительского опыта, в большей степени ориентированы на диктат и меньше допускают опеки и сотрудничества.
Подробности на сайте


...